<< назад<< back

Ассоциации. В том числе, цветовые. Ассоциативное проектирование.

Будущее дизайна, возможно, связано с воплощением самых фантастических проектов средствами промышленного производства, чтобы сделать жизнь более насыщенной – от «хранящейся в газообразном состоянии» мебели, которая может принимать любую форму, до складывающихся в конверт домов…

F. & H. Campana

Совершенно точно – одежда рождает ассоциативные ряды, воспоминания и образы разных лет, направленности и разной силы психологического воздействия. Какие механизмы головного мозга включаются в работу – исследование для психологов. Меня больше приводит в волнение другое – как использовать эти интуитивные связи в проектировании??

На мой взгляд, ассоциации – это подобия, возникающие по необходимости, когда  что-то неясное, непонятное, ИНОЕ требуется назвать. Мы не можем изобрести новых слов (так ли это?) для характеристики новых свойств или новых предметов до того, как мы хоть как-то не попробуем приладить к ним старые. Понятно, что «старые слова» – ярлычки –  либо работают, и тогда возникает ассоциативная связь, либо не работают.

Нашим самым первым заданием по проектированию в университете был «Ёжик». Ассоциативный ряд очень длинный – у ребят были даже круглые ежи без иголок, вероятнее, потому что форма животного близка к овалу. Даже самую простую супрематическую композицию из прямой линии и круга можно будет отнести к этому заданию, как воплощение «чистой идеи» о еже :)

То же происходит и с одеждой – от эскиза до готового изделия. Мы постоянно с чем-то сравниваем, ассоциации сменяют друг друга в зависимости от индивидуального восприятия, условий окружения. Ощущение от одной и той же коллекции будет различным, если показать её на подиуме модного клуба или на лестничных маршах музея современной скульптуры. Последний изменит её образ в корне: «<…>Ваши коллекции и само их представление. Пространство музея необычайно для этого подходило. Все эти лестницы и арочные проемы  так замечательно работали, как мне кажется, в двух противоположных направлениях по отношению к вашим коллекциям. В случае с Оленькиной (с коллекцией Ольги Тимохиной – прим. автора), они как бы подчеркивали некоторую "химеричность" моделей и от этого как будто "готичность" самого действия. А в твоем случае, совсем наоборот "псевдоготика" полутемного пространства играла на контрасте с твоими неземными, светлыми  образами. Одним словом, случилось волшебство…»

Это был пример выстраивания ассоциаций от окружения. Но также человеку свойственно соотносить и отдельные изделия со своими ассоциациями.

Во время проектирования все возникающие мыслеобразы, связанные с предшествующим опытом модельера, формируют портрет коллекции. Это есть то, с чем следует работать дизайнеру: зная «отягощённость» ума предыдущим опытом «называния» всех вещей и явлений, грамотно создавать «представление об одежде». На собственном примере я убедилась, как людьми воспринимаются противоречивые образы, вызванные к жизни ассоциациями из противоположных этических категорий. Когда для фотосъёмки коллекции «Tubular Folds: The Bionic Method» в макияже модели мы использовали чёрные брови, а в руках она держала большие белые крылья, мне виделось, что подобное несоответствие уведёт образ от излишней романтичности, приторности; а в итоге, у зрителей появилось ощущение некоторой «демоничности», отсутствия этой «ангельской высоты». От жестокой, но справедливой критики меня не спасла даже и другая постановка вопроса: «Может быть, этот образ есть самый момент выбора?!» Мнение было таким однозначным! Я поняла простую вещь – САМЫЙ СИЛЬНАЯ И ЧИСТАЯ ИДЕЯ РОЖДАЕТСЯ ИЗ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ЧИСТЫХ АССОЦИАЦИЙ!

В эти творческие замыслы – образы – все мы так любим «играть» – и модельеры, как специалисты в мире моды, и люди другого рода профессий и занятий.

Формируемые на основе цветовых сочетаний образы очень наглядно показывают, как управлять ассоциативными впечатлениями. На вступительных экзаменах абитуриентам-дизайнерам дают следующие творческие задания: «Малахитовая шкатулка», «Тропический лес», «Земляничная поляна», «Самоцветы». Предельно понятные цветовые комбинации заключены в этих ассоциациях – едва ли кто-нибудь ел синюю землянику. Это умение – начальная школа проектирования.

Наш необыкновенный и горячо любимый преподаватель Ольга Николаевна Жахова ввела в эту тему «Ассоциативного проектирования» шкалу «от Абстрактного до Конкретного», что, по моему мнению, есть пространство вариантов от выражения «чистой ассоциативной идеи», в которую вовлекается весь возможный опыт создателя, до предмета «в себе», не «описываемого» ассоциативно (самость предмета, «объект без субъекта»).

Именно эти выводы заставляют меня считать, что дизайн должен стараться уходить от ассоциаций в мир абсолютно новых, незапрограммированных идей, для которых придумываются не только названия, но и определения. Назначение претерпит изменения в существенной степени. Но это уже качественно другая жизнь. Увидим ли мы её?!

Associations (Including Colour Associations). Associative Design

The future of design is possibly connected with the realization of the most fantastic projects with the means of production methods, in order to make our life richer – from furniture, which is kept in the gaseous state and able to take any form, to houses, folding into an envelope…

F. & H. Campana

It is undeniable that clothes bring up associative fields, memories and images of different times, trends and make different impressions. What thinking mechanisms are used in this process – is a question to psychologists. I am more excited about how to use these unconscious bonds in design.

In my opinion, associations are correspondences which occur when we need to name something vague, unclear, DIFFERENT. We can’t invent new words (or can we?) to characterize new qualities or objects unless we try to apply old words to them. It’s clear that the “old words” – labels – can either suit their new roles (so an association occurs) or not.

Our first design task at the university was called “A Hedgehog”. The associative field was quite large – some of the students, for example, had round hedgehogs without needles, probably because hedgehogs have an oval shape. Even the simplest suprematist composition of a straight line and a circle could do for this task, expressing “the pure Idea” of a hedgehog. :)

The same case is with clothes – from a sketch to the end product. We constantly compare our present impressions to our past experiences, our associations depend on personal perception and surroundings. The perception of one and the same collection will be different depending on where it is shown: a catwalk of a fashion club or a staircase of a modern sculpture museum. The latter would change its image radically: "<...> Your collections and their very idea. The museum's room was perfectly suitable for them. All those stairs and archways worked so wonderfully, I think, in two opposite directions for your collections. As for Olenka's works (Olga Timokhina's collection – author's note), they seemed to stress the "chimericality" of her models, and, as the result, the "Gothic atmosphere" of the action. And in your case, quite the opposite, the "pseudo-Gothic" semi-dark space made a brilliant contrast with your heavenly, light angelic images. In short, the magic happened..."

This was an example of building associations from the environment. But it is also in the human nature to correlate separate productds with their associations.

During the designing, all the emerging thoughtforms, associated with the prior experiences of the designer, form the portrait of the collection. This is what the designer should work with: knowing that the mind is "burdened" with previous experiences of "naming" all things and phenomena, to create "the idea of the clothes" skilfully. My own experience showed me how people perceive conflicting images brought to life by the associations of opposite ethical categories. When photographing the collection «Tubular Folds: The Bionic Method», we used black eyebrows in the model’s makeup, and in her hands she held a pair of large white wings. I believed that such a discrepancy would remove the excessive romanticism, sugariness, but in reality, the audience felt something "demonic", the lack of this "angelic height".Even another angle of the question: "Maybe this image is the very moment of choice?!" – did not save me from relentless, but fair criticism. The opinions were so unambiguous! I understood one simple thing –THE MOST POWERFUL AND PUREST IDEA IS BORN OUT OF THE MOST POWERFUL AND PUREST ASSOCIATIONS!

These creative ideas – images –is the favourite “game" for us– fashion designers, who are the professionals in the fashion world, and other people of different professions and occupations.

Images formed on the basis of colour combinations show quite clearly how to manage the associative impressions. At the entrance examinations, the prospective designers are offered the following creative tasks: "A Malachite Box", "The Rainforest", "A Wild Strawberry Glade", "Gems". Extremely clear color combinations are contained in these associations – hardly has anyone eaten blue strawberries. This skill of managing associations is the elementary school of design.

Our unique and beloved teacher Olga Nikolaevna Zhahova introduced the scale "from Abstract to Concrete" into this "associative design" theme, which, in my opinion, is the field of options from the expression of "the pure associative idea", which involves all the possible experience of the creator, to the object “as it is”, not “described” with associations (the selfhood of the object, "the object without a subject").

These very conclusions lead me to believe that design should try to get away from associations into the world of new, unprogrammed ideas, which suppose not only the names but also the definitions to be invented. The purpose will undergo substantial changes. But this is a fundamentally different life. Shall we see it?