Знакомство с Ольгой Николаевной произошло на третьем курсе нашего обучения в университете. Третий курс - это самая "золотая" серединка, когда уже много пройдено и все еще впереди, так как наше обучение занимало все шесть лет.

Третий курс - это ни много, ни мало, когда ты уже вошел во вкус насыщенной студенческой жизни и представляешь, что многое давно известно... Но именно тут понимаешь, что еще совсем ничего не знаешь и не думаешь или делаешь все совершенно по-другому, наоборот или еще как-то, но только не так, как бы это хотели видеть окружающие и самое главное — ты сам!!!...

И тут все перевернулось!... Наше представление и наш взгляд не только на процесс создания объектов, называемых "костюмом", но и на окружающую действительность в целом!

Еще мы были, в каком-то смысле, экспериментальной группой, когда все три спецпредмета, касающиеся нашей специализации — костюма, легли на плечи одного преподавателя и соответственно на наши «молодые студенческие взгляды». По словам Ольги Николаевны, это был первый такой эксперимент.

Но, несмотря на это, анализируя все прошедшие моменты, теперь мы понимаем, что это были одни из самых счастливых экспериментов, какие только могут быть... и с нашим сознанием и восприятием тоже...

 

 

В течение всего времени обучения нам не показывали работы остальных студентов, студентов Ольги Николаевны. Было «Задание», которое нам более чем тщательно, (я так считаю), преподносилось. Но другой момент - в восприятии именно студенческом... и, тем более, совершенно неподготовленном к такой постановке вопроса...

Это «Задание» - осмысление-предложение-предположение-направление... было настолько понятно Ольге Николаевне, как настолько же было непонятно нам, особенно на начальном этапе, что временами было далеко не просто... Порой мы преодолевали длительный процесс осмысления, чтобы это представить в том самом выражении, которого от тебя (возможно) ждали.

«Задание» - это отправная точка. Дальше - все твоё, ты сам - отправная точка, только ты являешься поистине главным в создании того самого необходимого (и понятного) только тебе, в первую очередь, Творения.

И действительно: никто не может, да и не скажет, как это должно быть именно у тебя!! Потому, что никто, на самом деле, и не знает этого... Только твое собственное представление может знать для себя и тебя самого свое таинственное предназначение... А, может, даже оно этого не знает...

Ты просто ступаешь тропой своего сердца, преданно «подчиняешься» своему воображению и затем, когда понимаешь, что этот «фрагмент мысли», наконец, покинул глубины твоего разума и предстал на "Суд зрительский" в образах, начинаешь трепетно к нему относиться уже в новом выражении, как к своему дитя, которое надо всячески беречь, растить и дать стремление и возможность к развитию дальнейшему, открывать перед ним все новый и новый мир, прежде невиданный, таинственный и светлый...

Ольга Тимохина.

 


Мы много разговаривали на этот счёт, обсуждали тему нашего образования: и среднего и высшего. Пальцев одной руки вполне бы хватило, чтобы перечислить Преподавателей и Учителей, которые смогли влюбить нас в свои Предметы. Те, что и сейчас наполняют моё светлое существование огромным смыслом и озарены бесконечной радостью жизненных Открытий.

Я не знаю, была ли она Настоящим Преподавателем, – в этом человеке загадочность, немногословность характера, словно дымка, застилали мой внутренний взор. Но именно то, что она делала с моим творческим Я, было НАСТОЯЩИМ. В этом нет никаких сомнений. Сейчас я поражаюсь тому бесстрашию, с каким Ольга Николаевна Жахова вела группу из абсолютно непохожих, но совершенно состоявшихся художников вразрез с традиционной методикой преподавания дизайна одежды.

«Это эскиз на миллион, как хороший Mercedes, если Вам придётся его продать – не делайте этого за меньшие деньги», – она гордилась своими студентами. Есть ли большая благодарность Учителю, чем продолжить Дело Его Жизни, назвав Своим?!

Елена Селезнева.

"Our meeting with Olga Nikolaevna was in our third year at the University. The third year is the golden mean, when a lot has already been studied and a lot is yet to come, as our education took full six years.

The third year is neither much nor little, when you have already started to enjoy the rich student life and imagine that a lot has been studied and known by you long ago... But this is exactly where you realize that you neither know nor think anything, or do everything quite differently, contrariwise or somehow else, but not how it should be seen by those around you and, most importantly, by you yourself!..

And then everything turned upside down!.. Our understanding and our view not only of the process of creating objects called "costumes", but also of the surrounding reality as a whole!

Additionally, we were, in a sense, an experimental group, when all three special courses relating to our specialization – Costume, were conducted by one teacher, and, consequently, affected our "young student views". According to Olga Nikolaevna, it was the first such experiment.

But, in spite of this, analyzing all the past moments, we now understand that it were the happiest experiments possible... and the experiments with our consciousness and perception, too...

 

 

During the entire period of training, the works of other students were not shown to us, the students of Olga Nikolaevna. There was "A Task", which, in my opinion, was presented to us more than accurately. But the other important point is the perception of the students... which was, moreover, totally unprepared for such a statement of the question...

This "Task" – an understanding-offer-assumption-direction... was so clear to Olga Nikolaevna and so unclear to us, especially at the beginning, that at times it was not at all easy... Sometimes we went through a long process of understanding before we could imagine it in that very form, which was (probably) expected from us.

"A Task" is a starting point. The following is all yours, you are the starting point yourself, only you are the true master in the designing of the Creation, which only and primarily you need and understand.

And indeed, no one can tell, what creation would be genuine and personal for you!! Because no one, in fact, knows it... Only your own idea can know for itself and for yourself its mysterious destiny... And maybe even it does not know that...

You're just following the path of your heart, faithfully "submit" to your imagination and then, when you realize that this "fragment of mind" has finally left the depths of your mind and appeared before "the Judgement of the viewers" in the images, you begin to treat it tenderly in its new implementation, as your child, whom you must protect, raise and give the desire and ability to develop further, open before it the new world, unseen before, mysterious and bright..."

Olga Timokhina.

 


We talked on this subject many times, discussed the issue of our education, the secondary and the higher one. The fingers of one hand would be quite enough to count the Teachers who were able to make us fall in love with their subjects. Those who now fill my happy existence with the immense meaning and who are illuminated by the endless joy of life Discoveries.

I do not know if she was a True Teacher – in this woman, the mystery, the terseness of character covered my mind’s eye like mist. But what she was doing to my Creative Self was TRUE. There's no doubt about it. Now I marvel at the fearlessness with which Olga Nikolaevna Zhahova led a group of completely different, but completely established artists, contrary to the traditional methods of teaching clothes design.

"This sketch is worth a million, like a good Mercedes, if you happen to sell it – do not do it for a smaller sum of money," she was proud of her students. Is there a bigger gratitude to a Teacher than to continue Her Life's Work, calling it “Mine”?!

Elena Selezneva.