<< назад<< back

«Взаимодействие стихий»: задание по сценическому образу в рамках МКММ-III. ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Карусель мыслей и впечатлений, приведённая в движение нашим участием в конкурсе модельеров, превращает всё вокруг в одно большое цветовое пятно – есть Художник и есть окружающий мир. Конфликт неизбежен – в этих отношениях всегда кто-то будет играть роль «собирателя податей». И мне до настоящих пор неясно, какая роль была написана для нас.

*

В соучастии стихий, в их вечном состязаньи, в празднестве их взаимной слитности и переплетённости, я вижу равенство каждой из могучих сил, образующих Мировое Кольцо Творческого Четверогласия.

Константин Бальмонт.

Силы в духовном мире человека подвержены изменению, равно как и в мире материи. Трансформации Воды и Воздуха, происходящие в глубинах человеческого сердца, самой человеческой сути, отражаются вовне: словно вытекают эмоции и выдыхаются порывы. Сдерживаемые или поощряемые стихийностью внешней, слова слетают с губ, кружат пространство, сталкивают чувства или застывают, замерзают невысказанными. Вечный покой разрешается в вечное движение. Или наоборот?!

***

Перед нами сейчас стоит сложная задача – воплотить в показе идею о стихийной сущности человеческой Души. Инструментарий ничем не ограничен: музыка, поэзия, театр, художественная фотография и видео (потеснившие классические виды изобразительного искусства) – ко всему вышеперечисленному мы можем прибегнуть. Но не как к фону, а как к полноправной составляющей действа. Уже не столько под грифом «FASHION», сколько события или явления, синтезирующего все виды искусства, как, например, это происходило с Дягилевскими сезонами.

Взаимодействие стихий в природе человек изучает на протяжении тысячелетий, но самая пленяющая загадка скрыта в нём самом. Неужели же он «мера всех вещей» и «…связь миров, повсюду сущих», «крайня степень вещества» не хранит глубоко в памяти знание о своей исключительной стихийности Духа?! А если каждый отдельный человек есть носитель «стихийной частицы», то и наши встречи с другими людьми превращаются во взаимодействие таких частиц.

В моей жизни происходило и происходит подобное, и чаще всего «стихийное» взаимодействие рождается в музыке. И самое главное в нём – возбудить во встречном человеке нестерпимый творческий зуд. Музыка как основа поэзии, живописи, архитектуры.

*

Не диво ли: что в руки взяв смычок,

По сердцу моему играли Вы,

Благословляющей улыбкою пленяли зал,

А струны проливали Ваши? слёзы?!

Так сердце в тёмном зале

Среди других сердец – одна струна…

 

Белели стрелы рук, глаза закрыты.

В молитвенном пылу виолончель стонала.

Не может быть –  играли Вы –

Судьба играла<…>

*

Наша неуверенная попытка соединить в одном творческом АКТЕ все виды ИСКУССТВА имела свой успех у зрителя. Однако остаётся чувство, что успех этот с шатким основанием. Ведь центром внимания послужили не Музыка (написанная талантливым Мишей Мищенко, в каком-то смысле нашим вдохновителем), не Слово (вынесенные в эпиграф, искуснейшие стихи Н. Гумилёва), не даже тот волнующий диалог в Танце между балериной и актрисой (гимн пластике тела и пластике движения вообще).

Центром внимания была одежда, пусть и самого высокого уровня исполнения. В подлинном искусстве отсутствует понятие «пользы»; в одежде, как человеческой оболочке, – польза один из принципов её востребованности и существования. Здесь-то и проходит трещина – болезненное напоминание нам, что мы одновременно и художники (открытие иных измерений, вечный полёт и прорицание, незаинтересованное восприятие) и продавцы (реклама самого высокого уровня, сотрудничество с высокой культурой, но с целью продать подороже).

После общего показа мне одним из зрителей было высказано очень любопытное мнение о выборе музыкального сопровождения: «Лена, музыка для показов выбирается достаточно поверхностно. Бетховен – это грандиозно, это классика, но, поставить «Лунную сонату» в качестве фона для показа – значит обеспечить скоропостижную смерть самой музыке и мало кого удивить, и творчества в этом не будет. Ещё хуже – выбор из затёртой и намозоленной попсы, как будто музыку выбирали за 5 минут до показа и выбрать было не из чего. Ничего оригинального, ничего удивительного, ничего глубокого…» Когда зритель так подготовлен к восприятию искусства, образован и искушён, это не только характеризует уровень мероприятия, но делает необходимым совершенствовать уровень мастерства и творческого восприятия самого художника.

Я не уверена, были ли мы так правы, когда потрудились придать одежде черты высокого искусства. Может быть, это примета времени – искать высокие материи там, где им не уготовано места??

 

 

"The interaction of the elements": the task on “Stage Image” as a part of MKMM-III. EPILOGUE.

The merry-go-round of thoughts and impressions, set in motion by our participation in the competition of fashion designers, turns everything around in one big patch of colour - there is The Artist and there is the surrounding world. The conflict is inevitable - in this relationship one always plays the role of "tax collector" And I haven't found out so far which role was written for us.

 

In the complicity of the elements, in their eternal contest, in the festival of their mutual fusion and entanglement, I see the equality of each of the powerful forces that form the World Ring of Creative Four-Part Texture.

Konstantin Balmont.

 

The forces in the spiritual world of a person are a subject to change, as well as in the world of matter. Transformations of Water and Air, taking place in the depths of the human heart, the very human essence, are reflected outside: looks like emotions flow and impulses breathe outside. Restrained or encouraged by the external spontaneity, words escape lips, whirl the space, collide feelings or stop dead, freeze unsaid. Eternal rest is resolved into perpetual motion. Or vice versa?!

***

Now we are facing a difficult task - to realize in our show the idea of spontaneous nature of the human soul. Our tools are limitless: music, poetry, theatre, artistic photography and video (which have pushed back the classical forms of art) – we can resort to anything mentioned above. Not as the background, but as a full component of the show. It is no longer classified only as a «FASHION» event, but as an event or phenomenon, which synthesizes all kinds of art, like it happened, for example, with Diaghilev seasons.

The Man has studied the interaction of elements in nature for thousands of years, but the most captivating mystery is hidden within himself. Is it possible that he, "the measure of all things" and "...the link of all existing worlds", "the outer brink of matter", does not keep deep in memory the knowledge of his exceptional elementality of Spirit? And if every individual is a bearer of "an elemental particle", it means that our meetings with other people turn into the interaction of these particles.

Such things have happened and are happening in my life, and most often the "elemental" interaction is born in music. And the most important thing in this interaction is to awaken an unbearable creative itch in a counter person. Music as the foundation of poetry, painting and architecture.

*

A miracle it was, that with a bow

You played, touching the deep strings of my heart

And all the audience was captured with your blessing smile,

And with your tears the cello's strings were crying!

And this was like a dark hall

Where hearts are each a string among the rest...

 

The arrows of your arms were white, your eyes shut,

The cello was all moaning in the praying firelight.

It can not be – not only you,

The Fate was playing <...>

*

Our unsure attempts to connect in a single creative ACT all kinds of ART had its success with the audience. However, there is a feeling that the success had a shaky foundation. After all, the focus of attention was not the Music (composed by talented Misha Mishchenko, in a sense, our inspiration), not the Word (put in the epigraph, skillful verses by Gumilev), not even the exciting dialogue in the Dance between the ballerina and the actress (a hymn to the body and the plastique of movement at all).

The focus of attention was clothing, even if at the highest performance level. In the true art there is no concept of "use"; in clothing, as a human shell –the use is one of the principles of the demand if it and its existence. Here is where the crack passes - the painful reminder to us that we are both artists (the opening of other dimensions, eternal flight and divination, uninterested perception) and sellers (the highest level of advertising, collaboration with high culture, but in order to sell at a possibly more expensive price).

After the general show one member of the audience told me a very interesting opinion on the selection of musical accompaniment: "Lena, music for shows is selected rather superficially. Beethoven is grand, it's a classic, but to put the "Moonlight Sonata" as background music for the show means to provide an unexpected death for the music and to surprise nobody, and there is no creativity here. Even worse is a selection from worn-out and hackneyed pop music, as if the music was chosen 5 minutes before the show and there was no choice. Nothing original, nothing surprising, nothing deep..." When the spectator is so well prepared to perceive the art, so educated and experienced, it does not only characterize the level of the event, but also makes it necessary to improve the mastery and creative perception of the artist.

I'm not sure whether we were so right when we tried to give the clothing the features of the high art. Maybe it's a sign of the time - to seek higher matter where it is not destined to be?